юбилей реформации и Лютера как бурж.революции №1, тезисы

Изменено: 05.12.2017 Posted on

 

Юбилеи 17 года, 500-летия споров гуманистов и первопечатников, Эразма, «Утопии» Мора (1478—1516-35) и Лютера отражают начала современного мира и рынка Запада, открытия Нового Света  («Новую Атлантиду», Платона, 2000 лет Академии), «теории относительности» Коперника* и Реформации.  См.Празднование 500-летие РЕФОРМАЦИИ: лютеран Президент РФ Путин… Президент Украины подписал указ Порошенко… Весь христианский мир живет в преддверии …31 октября 1517 года монах-профессор Мартин Лютер прибил к дверям виттенгбергской церкви свои 95 тезисов, критику злоупотребления католической церкви и власти Папы отпускать грехи за деньги. На латыни «реформация» означает исправление, преобразование,…пять протестантских принципов: «Sola Scriptura» («только Писание»), «Sola fide» («только верой»), «Sola gratia» («только благодатью»), «Solus Christus» («только Христос»), «Soli Deo gloria» («только Богу слава») подчеркивают власть и славу Его слова, спасающую силу и решающее значение личной веры.

Количественное описание представляет число возможностей, свободы в общество, согласно НКФ, цель освобождения для всех. Освобождение включает отрицание, например, разрешение не воевать солдатам от большевиков, «грабить награбленное», не платить церкви и Риму и присвоить их собственность.

Это определяет главные стимулы реформаторов и революционеров, но для роста числа возможностей их должны заменять другие обязательства.

Церкви представляли отношения бог к человеку через своих авторитетов, Папу Римского с церковной иерархией, через епископов и священников, назначенных ими, наделяя себя монопольным правом на толкование Библии и наказания нарушающих «нормы».

«Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», апостольские слова: «Праведный верою жив будет» (Гал.3:11), возвращая высший авторитет от пап Священному Писанию.  Божье Слово обладает духовной властью учить, судить, спасать… пока наш народ не сделает Евангелие настольной книгой для ежедневного чтения и руководством к жизни, Украину и Россию не стоит считать ни православной, ни в каком-либо смысле христианской.Реформаторы сблизили церковь и мир, оправдали и освятили обычную жизнь, мир и мирской труд, по Лютеру, «Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству». Каждый человек должен видеть в своей профессии — призвание от Бога. И в этом смысле каждый — священник, потому что служит Богу: приумножает таланты, делает общество лучше, прославляет Творца, помогает другим людям, украшает мир творчеством. Идея «всеобщего священства» смогла активизировать церковь, мобилизовать всех верующих, для преобразования себя и окружающего мира. Западная цивилизация, как мы ее знаем теперь, стала возможной благодаря Реформации, которая открыла в личности большой потенциал и благословила людей на активную деятельность. Сегодня Европа продолжает пользоваться плодами Реформации, но все больше забывает о духовных основаниях своего успеха. Как сетовал Михайло Драгоманов, наша Реформация оказалась «прерванной». Русское православие усиленно боролось с этим западным влиянием, хотя Реформация находила и православные выражения, например, в идеях митрополита Петра Могилы или философа-проповедника Григория Сковороды, Будного и др.

В XIX в. колонисты учили читать Библию и увидели в ней не только духовные истины, но и секрет экономического процветания, нравственной здоровой, достойной и благополучной жизни. За любовь к изучению Библии их называли штундистами, а за крещение в зрелом возрасте — баптистами, около двух процентов населения (евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники и неопятидесятники), лютеране, пресвитериане, меннониты и др.) знают силу личных убеждений и послушны авторитету Библии. Реформация не ограничивается протестантизмом — как призыв к церковному обновлению и исправлению жизни согласно вере — в той или иной форме присуща всем и все, разделенные на традиции и политические позиции, могут сблизиться в общей Реформации. Смотрящие на Европу как стандарт жизни мало думают о христианских основаниях этой образцовой цивилизации жизни. Без продолжения Реформации, ее видения, принципов и ценностей Европа не имеет будущего. Без наследия Реформации, без приобщения к нему нет шансов стать христианской и европейской, сильной и процветающей нацией. Вопрос: насколько мы готовы измениться, чтобы обрести шанс на иное, христианское будущее в Европе.

Для нас Реформация — это то, что должно еще случиться, что должно сформировать и реформировать нацию как христианскую и при этом европейскую, мы видим свою Реформацию впереди — как задачу, призыв и возможность.М.ЧЕРЕНКОВ,Вице-президент Ассоциации «Духовное возрождение».26 августа президент Украины Петр Порошенко подписал Указ «О праздновании в Украине 500-летия Реформации», Празднование 500 летие Реформации в России….

Реформы-ации и Революции (значения), кроме «Революционерных» включают и другие значения — преобразований области (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — качественное изменение, скачок в развитии—  обществаприроды  или познания, с разрывом с предыдущим состоянием, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (более медленной), и от реформы (части системы без основ). Из астрологии и алхимии в научный язык термин вошёл из названия книги Николая Коперника «De revolutionibus orbium coelestium» («О вращениях небесных сфер», 1543). К революции название небесных сфер добавил соратник Лютера Осиандер, организатор первого светского государства — Пруссии из ордена (пруссов — тевтонов Крестовых походов с 1466  делили на западную Королевскую -польской короны, и восточную, Альбрехт Бранденбургский (1490—1568), магистр с 1511 под влиянием Реформации Мартина Лютера 8 апреля 1525 года в Краковском мире- договоре с Польским королевством как его вассал-герцог Пруссии (1525—1568), одним из первых немецких князей объявил лютеранским себя и Герцогство Пруссия со столицей в Кёнигсберге, см.в конце).

«Светскую революцию» гуманистов Возрождения трансформировала Реформация с 31 октября 1517  —  монах-августинец, доктор теологии и философии университета Виттенберга Мартин Лютер обнародовал  95 тезисов[3] на  буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций  18 октября 1517 года  Льва X для «содействия построению  собора св.Петра в Риме и спасения душ христианского мира»,   против папства, догмы о роли церкви в спасении и торговли индульгенциями (монаха-доминиканца Иоганна Тецеля). Хозяин — Фридрих III (Friedrich der Weise1463, — 5 мая 1525,  Лохау)  — курфюрст Саксонский,  в 1502 году  основавший Виттенбергский университет (во времена восстаний «Башмака» в Германии во главе с Иосом Фрицем и Штоффелем) и его проф.Лютер и Меланхтон, начали волну Реформации, несмотря на осуждения на Вормсском сейме в Вартбурге, скрыто поддерживая учения Лютера в своей стране.

В первых семи тезисах покаяние Христа не ограничивается таинством и должно вести в Царствие Небесное (4 тезис), сомневаясь в истинности и прощении (30). Римский папа хочет и может прощать только наказания его власти и церковного права, именем Бога (6), действием Духа Святого (9), с заступничеством за умерших (тезис 26), дающим Евангелие и «силы чудодейственные, дары исцелений» (78).  «Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всём священнику, Своему наместнику» (7), нельзя пренебрегать папским прощением и участием (38),  нарушения исходят от священников и епископов, неправильно исполняющим повеления папы Римского (50-55, 71-73), учёным нелегко защищать, отделить критику злоупотреблений: «Кто говорит против истины папских отпущений — да будет тот предан анафеме и проклят. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника — да будет тот благословен». Он критикует суждения о Чистилище, признавая его (16, 22, 25-26, 29 и др.), как страх, ужас и отчаяние умирающего (15), души там (17-19), с не покупкой отпустительной грамоты, а искренним раскаянием и «всецелым умерщвлением плоти» до самой смерти (3), малое благо (55) «по правилам покупающих индульгенции» (31), в 21-52 против индульгенций,  действуют при нарушении внутрицерковных правил (34), спасение связано с произ-волением Бога (28 — основа монергизма).

55 — 66 — превосходство Евангелия (лат. verbum dei) над индульгенциями (55 тезис), «Истинное сокровище Церкви, Евангелие о славе и благодати Бога (62, лат. verus thesaurus ecclesiae est sacrosanctum evangelium gloriae et gratiae dei)», на кресте (68), видят предпосылки развития протестантского принципа Sola Scriptura. Строительство храма св. Петра не оправдает ввод индульгенций (86). Безумие упования на индульгенцию папы во всех случаях показывает возможность прощения греха обесчещения Богоматери (75),  загробного прощения, т.к. папа по своей любви давно освободил бы из чистилища всех там пребывающих (82), логически противоречива и идея спасительности индульгенций, хотя «если индульгенции проповедуются в духе и по мысли папы», то противоречия исчезают, в теологии креста, подражая Христу в страданиях и восходя на небо скорбями (94—95).

Он не пошел тогда дальше (96 — переворот 69 позиций?), но публикация 95 тезисов вызвала реакцию в Риме, поддержку немецких князей и религиозный раскол Европы и христианского мира на преимущественно германских протестантов и романских католиков. В 1519 году после смерти императора Максимилиана курфюрсты и церковь предлагали Фридриху  корону, но он поддержал внука того, Карла Испанского, а Лютер был отлучен от Католической Церкви решением Папы Римского. Это стало началом быстрого разветвления и большого раскола в Церкви, религиозных конфликтов и войн в западной Европе. (См. Legends about Luther: Nailing the 95 Theses95 ТЕЗИСОВ (текст) —31 октября 1517 года и реакция Рима

Деньги делили высшие и низшие — в Виттенберг для продажи индульгенций в пользу Папы Римского и архиепископа прибыл доминиканский монах Тецель, и для умерших: «So bald das Geld im Kasten klingt, die Seele aus dem Feuer springt» («Как только в ящике зазвенит монета, душа выпрыгнет из огня»).
Лютер же связал нежелание платить Риму со своей теорией самопределения, веры, можно сравнить с ТО и КМ-неопределенности. Записанные 31 октября 1517 года тезисы он не прибил к воротам дворцовой церкви Виттенберга, как гласит предание, а разослал друзьям «для обсуждения», еще не революционером, а простым монахом, озаботившимся спасением душ …

Мартин Лютер сжигает папскую буллуЛютер сжигает папскую буллу в 1520

Папа Римский Лев Х  добился осуждения Вормсским рейхстагом в апреле 1521 года –  «Вормсский эдикт», подвергавший Лютера государственной опале, то есть ставивший его вне закона.  Лютер мог рассчитывать на поддержку со стороны курфюрста Фридриха III Саксонского (1463-1525), не зря прозванного «Мудрым». По его распоряжению, Лютера должны были укрыть — но так, чтобы даже сам курфюрст не знал, где .. под именем «юнкера Йорга» в Вартбурге, занялся переводом Нового Завета на немецкий язык.

протестантизм, как сознание «Октябрьской революции», потребовал 12 лет — отмечая 1529 год «великого перелома» — На рейхстаге в Шпайере немецкие князья, вставшие на сторону Реформации, выразили свой протест по поводу продолжавшего действовать Вормсского эдикта 1521 года (Protest дал название немецкому протестантизму — Protestantismus). Тогда Лютер написал свой «Малый катехизис» («Der Kleine Katechismus») — краткое изложение основ христианского учения для верующих, разъяснения относительно дести заповедей, Символа Веры, молитвы Отче Наш, таинств крещения и причастия, и издал «Большой катехизис» («Der Große Katechismus»), для пасторов, до сих пор важнейшие для  евангелической церкви (Evangelische Kirche назвал сам Лютер). Это грозило расколоть Священную римскую империю и в июле 1530 года Карл V созвал рейхстаг в Аугсбурге, где друг и сподвижник Филипп Меланхтон (Philipp Melanchton) — автор «Аугсбургского исповедания» («Augsburger Bekenntnis») согласовал текст с Лютером, что в вопросах христианской веры протестанты опираются на основы католического учения, до сих пор является богословской нормой для лютеран. Карл V не мог пойти на жесткие меры, так как нуждался в помощи протестантских князей для противостояния турецкому нашествию в Европе. В 1532 году был заключен договор, в котором он обещал лютеранам религиозную свободу в обмен на поддержку в войне против Османской империи.

Библия Лютера

В 1521 году Лютер, скрываясь в замке Вартбург, перевел лишь часть Библии — Новый Завет. В 1534 году была завершена работа над немецким переводом книг Ветхого Завета, уже вместе со  единомышленниками.

  Религиозную Тридцатилетнюю войну (1618-1648), католическая и лютеранская доктрины закончили равноправными, соглашения между католиками и протестантами заключил «Аугсбургский религиозный мир» («Augsburger Religionsfrieden») 1555 года.

досье Deutsche Welle. (13.04.2009)  Протестантская церковь Германии начала подготовку к 500-летию Реформации за 10 лет до юбилея. (23.09.2008)

Общее революций

Иногда «революциями» традиционно называют  государственный переворот (например, на английском престоле династии Стюартов на Оранских-Нассау(«Славная революция» 1688—1689 годов); политику модернизации Ирана при шахе Мохаммеде Реза Пехлеви («белая революция») или кампанию Мао Цзэдуна по ликвидации своих конкурентов в структурах КПК сверху донизу в 19661976 годах («Великая пролетарская культурная революция»).  Теория революции и общественных движений, имеет ряд причин,  пять общих элементов[3] См.Социология революции (наука)Революционная теорияКоммунистическая революцияПролетарская революцияМировая революция

Юбилеи 2017 года определяет Цветная революция, развитие «бархатных» революций в конце XX — начале XXI века — смены политического режима или даже правительства в результате народных акций протеста. Так, отстранение от власти президента Шеварднадзе в Грузии в результате событий 2003 года назвали «розовой революцией» («революцией роз»); приход к власти Виктора Ющенко в результате кампании протестов против официальных результатов выборов президента Украины — «оранжевой революцией»; отстранение от власти Аскара Акаева в ходе масштабных уличных беспорядков, разразившихся после парламентских выборов 2005 года в Киргизии, результаты которых, по мнению оппозиции, были сфальсифицированы — «тюльпановой революцией» и так далее. Они, очевидно,  связаны, последовательны и повторяются, через 12 лет — как революции 1905-17 гг., после Ющенко и майдана 2014 г. сейчас Саакашвили.

Революции в природе (геологическая), —  Орбит Коперника и нашего Кембрия, и общества (в том числе экономическом — неолитическая революцияпромышленная революциякультурная революция, «зелёная революция», демографическая революция, «революция растущих потребностей» и политическом — социальная), в науке («научная революция» — в Смысле Т. Куна[1]) — физикебиологиимедицинефилософиикосмологии и технике. Также используется термин «научно-техническая революция».  Этот термин не применим к событиям регрессивным (напр., реформы, проводившиеся в СССРв 1987—1991 гг., т. н. «Перестройка»[2]), могут быть в любой сфере, а общие моменты, например, реакции отразит антоним — контрреволюция.

В об­щест­вен­ных нау­ках сме­ны со­ци­аль­но­го строя, как пра­ви­ло,  называют революции,  ­целью уст­ра­не­ния ве­ко­вых пре­пят­с­вий на пу­ти раз­ви­тия об­ще­ст­ва, средствами на­силия боль­ших мас­с людей. Вид социальной революции, с насильственным отстранении от власти класса феодалов и переходом управления государством к классу капиталистов, марксизм называет буржуазно-демократической[⇨]— как и  социалистисты типа лейбористов и анархистовшколы «Анналов», зависимого развитияМир-системного анализа и т. д. Остальные называют это без «буржуазных» эпитетов, как  «Великая французская революция«, а консерваторов и ревизионисты не признают и название революций. Но каждое имя определяет — «буржуазная» означает гегемона — буржуазию (аналогично следующим в марксизме их- «пролетарских«). Их также можно считать «капиталистическими«, как пролетарские «социалистическими«.

К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2 В 21-й том …н.XVI в. как первой, хотя и неудавшейся буржуазной революции, с немцем Лютером выступил француз Кальвин… семью животных, приводит ее в противоречие со стадом; из-за этой рев— ….Карл Маркс. Капитал. Т. 1. Глава 22 — Esperanto: формы капиталиста — Лютер очень хорошо и наглядно показывает, что жажда власти ..«в 1648 гбуржуазия в союзе с новым дворянством б…. Место Лютера и Кальвина заняли Руссо и Вольтер.

Историческая роль  революции в НКФ — в освобождении скорее негативная, позитивная для нового — устранения препятствий ему, например, капитализма. И антикапиталистические меры не меняет их общего характера, если не затрагивают основы общества — частной собственности на средства производства. Шире БР называют весь период перехода от феодализма к буржуазному строю.  МарксизмКарл Маркс и Фридрих Энгельс, выделяли в буржуазной революции три этапа, с двумя следующими друг за другом госпереворотами.[1] «…То, что было завоевано в результате первой победы, становилось прочным лишь благодаря второй победе радикальной партии…».[2]

Школа «Анналов» довела понятие буржуазных революций до измерения, «революции городов», с борьбой и сменой Венеции-Генуи в поле Византийской империи. Ликвидацию феодализма логичнее считать ближе реформации, с XVI в. (Великая крестьянская война в ГерманииНидерландская буржуазная революция XVI векаАнглийская революция XVII векаПервая американская революция (она же — Война за независимость американских колоний), Великая французская революцияреволюции 1848—1849 годов в Европе (в ГерманииАвстрииИталииВенгрии и т. д.). «Расчистка пути» для капиталистических отношений- «уничтожение общественных и политических институтов, которые препятствовали росту буржуазной собственности и развитию соответствующих общественных отношений (…)»[3]. За сменой власти задача ее сохранения влечет «умеренных» против радикалов. По Энгельсу, это «один из законов развития буржуазного общества».[4] В. И. Ленину,  характерно «…стремление буржуазии закончить буржуазную революцию на полпути, на полусвободе, на сделке со старой властью и с помещиками… коренится в классовых интересах буржуазии»[11]. Революция сверху[6] находится на грани двух понятий революции и реформы[7]. Волна смены доходит до определенного уровня общности, КЧ: «Трагедия прежних революций состояла в том, что они поднимали волну общественной солидарности лишь до известной черты. ..разрыв между революционной властью и неудовлетворённой массовой энергией. По мере …старых государственных учреждений, единство общественной воли падало, переходило в равнодушие большинства»[8]. (М. Лифшиц). К. Маркс и Ф. Энгельс переживали опыт 1848—49 в Европе в духе  непрерывной (перманентной) революции, переходящей в периферийных и слаборазвитых странах последовательно от решения антифеодальных задач к решению задач антикапиталистических, что в 1900-х развито В. И. ЛенинымЛ. Д. ТроцкимЭ. Манделем и другими силами, в русской революции с разделением  большевиков и  меньшевиков: как Л. Д. Троцкий, отдавая первенство в русской Ленину для подчинения их его мировой: «ПлехановАксельродЗасуличМартов и за ними все русские меньшевики исходили из того, что руководящая роль в буржуазной революции может принадлежать лишь либеральной буржуазии как естественному претенденту на власть… партии пролетариата выпадала роль левого фланга демократического фронта: социал-демократия должна была поддерживать либеральную буржуазию против реакции и в то же время защищать против либеральной буржуазии интересы пролетариата…понимание буржуазной революции преимущественно как либерально-конституционной реформы»[10].

В колониальных в зависимых странах национальная буржуазия ещё в состоянии играть прогрессивную и даже революционную роль, особенно в борьбе против иностранных империалистов. Более революционной силой являются более или менее многочисленный пролетариат, крестьянство, составляющее основную массу населения.

Примеры…Английская буржуазная революция 17 века, установление в Соединенном королевстве парламентского правления, книги печатались совершенно свободно, без каких — либо цензурных стеснений. 14 июня 1643 года парламентом был издан закон о ее возврате: “…ни одна книга, памфлет или газета отныне не могут быть напечатаны иначе, как после предварительного просмотра и одобрения лиц или, по крайней мере, одного из лиц для того назначенных”.  Джон Мильтон, политик-памфлетист и идеолог революции в 1644 году был привлечен к суду за нарушение закона о  цензуре, и написал памфлет (речь перед парламентом) “Ареопагитику” по образцу «Логос ареопагитикос» – речь античного оратора Исократа, обращенную к высшему законодательному органу Афин, используя приемы античной риторики,  парламент сравнил с афинским ареопагом, указывает, что впервые закон о цензуре был издан папской курией и доказывает, что “Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство”  (Умный человек, пытавшийся поймать ворон, закрыв ворота своего сада. Человек рожден свободным, Бог не считает нужным держать его в постоянном детстве. Бог дал человеку право на выбор пищи для желудка и для души. Никто не имеет право отнимать его у нас, т.к. оно даровано свыше. Для глупца нет различия между хорошей книгой и дурной).

 

Ниже о реформации, Союзе Пруссии-Москвы и оценке марксизмом

Создателя 1-го Союза и светского государства родила 17 мая 1490 года Фридриху I ГогенцоллернмаркграфБранденбург-Ансбаха София Ягеллонка — дочь польского короля Казимира IV Ягеллона (прадедом был великий князь литовский Ягайло, сын русской княжны Ульяны Тверской — откуда могли пойти Ульяновы-Ленины)*. Воспитание при дворе кёльнского архиепископа Генриха IV каноником и избрание в 1511 году рыцарями Тевтонского ордена великим магистром при вассальной зависимости — дяде-польскому королю Сигизмунду I. Для освобождения с февраля 1517 года в Москве первый посланник Ордена Дитрих Шонберг, с представителями великого князя Василия III заключил первый международный договор с Россией, Союз 10 марта 1517 года. Посланники Москвы являлись с грамотами и бочонками серебра для найма войска и продолжения военных действий (считают, что в память этого 1-го Союза самый большой зал замка Кёнигсберг получил название Московского зала — Зала московитов).

Они воевали с Польшей и в декабре 1519 года  война Тевтонского ордена, когда в Германии избранный императором Карл V отказал ему в помощи, боролся с Саксонским Лисом с Лютером, опустошив Пруссию, в 1521 году закончилась 4-летним перемирием в Торне. Без помощи императора и князей,  гроссмейстер католического ордена договорился с Лисом, Мартином Лютером и Меланхтоном, о реформации28 февраля 1523 года открытым письмом «К рыцарям Немецкого ордена» убеждая, что Орден давно изжил себя как клерикальная организация, абсурд и распутство братвы вопреки обету безбрачия, истиннее супружеское целомудрие, весной 1523 года на рейхстаге в Нюрнберге публично отобрив реформацию и 8 апреля 1525 года подписал Краковский мир, п-реформацию Пруссии из орденского-церковного в герцогство — светское «секулярное» государство под властью Польши и наследия Альбрехта и лютеран (10.4.17 присягнул королю Польши как герцог)

Лукас Кранах Старший. Портрет Альбрехта Бранденбург-Ансбахского, герцога Пруссии. 1533

Сохраняя систему управления орденские наместники стали оберратами (верховными советниками), комтуры — главами управлений. Привлечение в страну иностранных купцов и переселенцев, бегущих из своих стран вследствие религиозных гонений, стало образцом Нового Света и спасло тяжёлое положение в экономике. В этом участвовал и Франциск Скорина. Для развития книгопечатания он положил начало типографскому делу в Пруссии и даже  журналистике.

В 1529 году Альбрехт заложил основу замкового книжного собрания, «Серебряную библиотеку», за счёт покупок и даров, книготорговцам предписали безвозмездно передавать в её фонды по одному экземпляру каждого продаваемого издания. К концу жизни Альбрехта замковая библиотека насчитывала уже около девяти тысяч титулов.

Для просвещении подданных в лютеранском духе невзирая на расходы, герцог печатал учебники, приглашал  образованных, основал школы, гимназию и в 1544 году университет в Кёнигсберге(Collegium Albertinum), ставший очагом волнений с мелочными страстями и враждой, из-за и личности Озиандера, обратившего его к Реформации, хотя он пригласил того в Пруссию в 1549 году и после смерти в 1552 году во главе последователей стал пастор Иоганн Функ. Богословские несогласия отражали политические: оппозиция чинов и старолютеранской партии против придворной — централизации власти привела советников Альбрехта с Функом на эшафот.

*Имя София второй дочери короля Польши Казимира IV и эрцгерцогини Елизаветы Габсбург было дано в честь бабушки по отцовской линии Софии Гольшанской, принявшей его в 22 году при переходе в католичество- когда Ягайло и Витовт, возвращаясь в Литву после успешного покорения Смоленска, [13] по «Хронике Быховца»:

« приехали в Друцк и на обеде  увидел он красивых племянниц князя, старшую из них звали Василиса по прозванию Белуха, а другую — София. И просил Ягайло Витовта, говоря ему так: «Было у меня уже три жены, две польки, а третья немка, а потомства они не оставили. А теперь прошу тебя, высватай мне в жены у князя Семена младшую племянницу Софию, она из рода русского и может быть бог даст мне потомство»[3]. »

«Шамотульское дополнение» (польск. Dopełnienie szamotulske)- верили, что брак пожилого мужчины с молодой девушкой сулил многочисленное потомство[13]. По «Хронике Быховца», Ягайло планировал жениться на Василисе, однако заметил у неё усики и «не смел на неё покуситься», предложили племянника Ягайло Ивана Владимировича Бельского[3].  Витовт рекомендовал ему в жены племянницу своей жены Ульяны согласно Длугошу[2][14]. В крещении по католическому обряду с именем Со́фья[2] в феврале 1422 года в Новогрудской костёльной часовне епископ виленский Матей 7 февраля[15], или 24[5][7]. В замке на Вавельском холме оставалась одна с марта по ноябрь 1422, когда существовала угроза со стороны Ордена; с декабря 1422 по февраль 1423, когда Ягайло пребывал в Литве; в марте 1423, когда он отправился в Словакию для встречи с королём Сигизмундом. Против её коронации[13] в народно-куриальной группировке желали дочь Ягайло от второго брака Ядвигу, обручённую с сыном курфюрста Бранденбурга Фридрихом II, выступая в поддержку гуситов, с Витовтом, видимо, и добившегося их согласия на брак короля с Софьей, в 1422 отправив в Чехию пятитысячное войско во главе с Сигизмундом Корибутовичем в роли наместника Чехии, взявшим Прагу. Это укрепило и позиции Софьи против антигуситской пролюксембургской партии, стремившейся выдать замуж за Ягайло вдову Вацлава IV Софию (Офку) Баварскую В марте 1423 года в Кежмарке на встрече Ягайло и Сигизмунда Люксембургского Польша отказывалась от гуситов и отзывала наместника из Чехии.

Вторая София была обручена с 1468 с эрцгерцогом Максимилианом, сыном и наследником императора Фридриха Третьего. 8.4.1468 просил ее и епископ Оломоуц короля Венгрии Матьяша, С Фридрихом I ее могли связать летом 1470 года, когда польские посланники посетил Бранденбург[2] и говорили о браке до официального обручения 7 декабря 1973: ее отец Казимир, обеспокоенный ростом влияния императора Священной Римской империи Фридриха III, поддерживавшего князя Владислава в Чехии, искал союзников среди немцев, а курфюрсту Альбрехту III угрожала мощь венгерского короля Матьяша, союза со династией Ягеллонов.[3]14 февраля 1479 года София и Фридрих поженились во Франкфурте-на-Одере. Она умерла 5 октября 1512 года в Ансбахе, оставив 17 детей: Елизавета (1480-умерла), Казимир (1481—1527), Маргарита (1483—1532), Георг (1484—1543), женат трижды: на Беатрисе де Франгепан, на Гедвиге Мюнстерберг-Эльсской и Эмилии Саксонской, снова София (1485—1537), замужем за Фридрихом II Лигницким, Анна (1487—1539), замужем за Вацлавом II Цешинским, Барбара (1488—1490),

  1. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2 -М.56, т.7

Предисловие . V—XX К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС. ИЗВЕЩЕНИЕ О ВЫХОДЕ «NEUE
RHEINISCHE ZEITUNG. POLITISCH-OKONOMISCHE REVUE» ..Ф. ЭНГЕЛЬС. НЕМЕЦКИЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ И «TIMES» ……………………… 3—4
К. МАРКС. КЛАССОВАЯ БОРЬБА ВО ФРАНЦИИ С 1848 ПО1850 г. ..
Ф. ЭНГЕЛЬС. ГЕРМАНСКАЯ КАМПАНИЯ ЗА ИМПЕРСКУЮ
КОНСТИТУЦИЮ …….
Г. ФР. ДАУМЕР. «РЕЛИГИЯ НОВОГО ВЕКА. ОПЫТ КОМБИНАТОРНО-
АФОРИСТИЧЕСКОГО ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………208
ГИЗО. «ПОЧЕМУ УДАЛАСЬ АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ?
РАССУЖДЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ АНГЛИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ……………………………………218
К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС. ПРУССКИЕ ШПИОНЫ В
ЛОНДОНЕ ……
Ф. ЭНГЕЛЬС, КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ ………………………………….. 343—437..
Ф. ЭНГЕЛЬС. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЙНЫ
СВЯЩЕННОГО СОЮЗА ПРОТИВ ФРАНЦИИ В 1852 г. …………………………………… 495—524
К. МАРКС. КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
ПРИНЯТАЯ 4 НОЯБРЯ 1848 г. ..ПРИЛОЖЕНИЯ
Всемирное общество коммунистов-революционеров …
Устав Коммунистического союза (Текст с пометками К. Маркса) …Предисловие к немецкому переводу тоста О. Бланки  Даты жизни и деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса . 618—632

 

 

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ. — I 347… не так далека от наших современных битв, и противники. …те же самые. Те классы и части классов,…1848 и 1849 гг., мы встречаем — правда на более низкой ступени развития — в качестве предателей уже в 1525 …

изобретение пороха*(заимствован арабами — через Индию — из Китая, а от арабов вместе с огнестрельным оружием через Испанию проник в Европу Примечание Энгельса к изданию 1875 г.) и книгопечатание. .. с промышленностью развивалась и торговля. Благодаря своей столетней морской монополии Ганза205 вывела из состояния средневекового варварства всю Северную Германию; и если уже с конца XV века она начала быстро приходить в упадок вследствие конкуренции англичан и голландцев, то все же великий торговый путь из Индии на север проходил все еще, несмотря на открытия Васко да Гамы, через Германию, и Аугсбург по-прежнему оставался крупным складочным пунктом для итальянских шелковых изделий, индийских пряностей и всех произведений Леванта. Верхненемецкие города, в особенности Аугсбург и Нюрнберг… добыча сырья. Немецкие рудокопы являлись в XV веке самыми искусными в мире, и даже земледелие, благодаря расцвету городов, должно было …выращивать красильные и другие ввезенные из чужих стран растения, …уступало английскому и нидерландскому; немецкая промышленность стояла далеко позади итальянской, фламандской и английской, а в морской торговле англичане и особенно голландцы начали вытеснять немцев.Население все еще оставалось очень редким. Цивилизация в Германии существовала лишь местами,… Юг имел совершенно иные торговые связи и рынки сбыта, чем север; между востоком и западом почти вовсе не существовало обмена. ..Когда в 1517 г. Лютер впервые выступил против догматов и строя католической церкви, его оппозиция …Не выходя за пределы требований прежней бюргерской ереси, она не исключала также … Точно таким же образом наши либеральные буржуа еще в 1847 г. были революционными, называли себя социалистами и коммунистами и носились с идеями эмансипации рабочего класса. В этот первый период деятельности Лютера его сильная крестьянская натура …«Если их» (т. е. римских попов) … королям и князьям прибегнуть к силе, снарядиться и напасть на этих вредных людей, которые отравляют весь мир, …учителей пагубы, на пап, кардиналов, епископов и всю остальную свору римского содома, напасть на них со всевозможным оружием в руках и омыть наши руки в их крови?»218
Но этот первый революционный пыл оказался непродолжительным. Молния, …
крестьяне и плебеи увидели в его воззваниях против попов, в его проповеди христианской
свободы сигнал к восстанию; … примкнули более умеренные бюргеры и значительная часть низшего дворянства; общий поток увлек за собой даже князей. Одни
думали, что настал день для того, чтобы свести счеты со всеми своими угнетателями, другие
желали лишь положить конец могуществу попов и зависимости от Рима, уничтожить католическую иерархию и обогатиться посредством конфискации церковных имуществ. Партии размежевались и …Лютер должен был сделать выбор …Он, протеже курфюрста Саксонского, почтенный виттенбергский профессор, ставший в
одну ночь могущественным и знаменитым, великий человек,.. отрекся от народных элементов движения и перешел на сторону бюргеров, дворян и князей.
Его призывы к истребительной войне против Рима замолкли; Лютер стал теперь проповедо-
вать мирное развитие и пассивное сопротивление (ср., например, «К дворянству немецкой
нации», 1520-219 и т. д.). На приглашение Гуттена явиться …: «Я не хотел бы, чтобы евангелие отстаивалось насилием и пролитием крови. Слово победило мир, благодаря слову сохранилась церковь, словом же она и возродится, а антихрист, как он добился своего без насилия, без
насилия и падет»…это более точное определение направления Лютера положило
начало тем торгам и переторжкам вокруг подлежащих сохранению или реформированию уч-
реждений и догматов, …Аугсбургское вероисповедание, …конституция реформированной бюргерской церкви220. Это было такое же барышничество, как и …недавно в немецких национальных собраниях, …Эрфуртском парламенте. Мещанский характер официальной реформации в этих переговорах …Лютер, сделавшийся с этого момента официальным представителем бюргерской реформы, стал проповедником прогресса в рамках закона, …

Лютер стал таким же княжеским прислужником, как и другие, и когда в Орла-
мюнде он проводил Лютера градом камней. Когда вспыхнула Крестьянская война, и притом в местностях, где князья и дворяне были большей частью католиками, Лютер попытался выступить в роли посредника. Он решительно обрушился на власти. Они-де сами своими притеснениями вызвали восстание; против них возмутились не крестьяне, а сам бог. Но, с другой стороны, разумеется, и восстание также есть антибожеское дело и противно евангелию. …восстание стало быстро распространяться, охватив даже протестантские, подвластные лютеранским князьям, дворянам и городам области, и быстро переросло бюргерскую «благоразумную» реформу. В непосредственной близости от Лютера, в Тюрингии, устроила свою штаб-квартиру наиболее решительная фракция повстанцев, возглавляемая Мюнцером. …Лютер и папа соединились «против кровожадных и разбойничьих шаек крестьян»
221. «Каждый, кто может, должен рубить их, душить и колоть, тайно и явно, так же, как убивают бешеную собаку»,  «Мудрец говорит: cibus, onus et virga asino*, с крестьян довольно и овсяной мякины; они не слушают слова и неразумны— пусть же внушат им послушание кнут и ружье, они сами того заслужили…таким же языком заговорили наши блаженной памяти социалистические и филантропические буржуа, когда пролетариат после мартовских дней потребовал своей доли в плодах победы.
Своим переводом библии Лютер дал в руки плебейскому движению мощное оружие. По-
средством библии он противопоставил феодализированному христианству своего времени
скромное христианство первых столетий, …Лютер обратил его против крестьян и составил на основании библии настоящий дифирамб установленной богом власти, …. повиновение, и даже крепостное право. Это было отречение не только от крестьянского восстания, но и от бунта самого Лютера против духовной и светской власти; ..
Противопоставим теперь бюргерскому реформатору Лютеру плебейского революционера
Мюнцера… родился в Штольберге, у подножья Гарца, около 1498 …пятнадцати лет от роду Мюнцер основал в школе в Халле тайный союз против архиепископа Магдебургского и римской церкви вообще. Его глубокие познания в тогдашней теологии рано обеспечили ему докторскую степень и место капеллана в жен-…его анабаптистскими эмиссарами. Эта пропагандистская поездка Мюнцера, …способствовала организации народной партии, ч…началу всеобщего восстания в апреле 1525 года. ..среди народа, к которому он обращался на единственно тогда понятном массам языке религиозного пророчества, и, с другой стороны — среди посвященных, …в Тюрингии, …из низшего духовенства, и поставить их во главе тайного союза…тридцати лет, начиная с 1493 г., они организовывали тайные заговоры, …В 1502 г. появились первые признаки тайного крестьянского движения в епископстве
Шпейерском, .. Союз «Башмака» .. 7000 человек; ..вдоль Рейна — вниз до Майна, а вверх — вплоть до маркграфства Баденского. требования: никаких чиншей, десятин, налогов и пошлин
не должно больше уплачиваться князьям, дворянству и попам…в 1517 г. «Башмак» снова действовал вовсю в Шварцвальде. Сам Йосс Фриц, «Башмака» 1513 …умер в Швейцарии,

Лютер дал в Виттенберге сигнал к движению, … Тезисы тюрингенского августинца236 ока-
зали воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха. Многообразные,
взаимно перекрещивающиеся стремления рыцарей и бюргеров, крестьян и плебеев, домо-
гавшихся суверенитета князей и низшего духовенства, тайных мистических сект и литера-
турной — ученой и бурлеско-сатирической237 — оппозиции нашли в этих тезисах общее …сложившийся за одну ночь союз всех оппозиционных элементов, …размежевание …дворянство и бюргеры, не задумываясь, сгруппировались
вокруг Лютера; крестьяне и плебеи, не видя еще в Лютере прямого врага, составили, как и
прежде, особую революционную оппозиционную партию. …Лютер и
Мюнцер повели борьбу друг с другом в печати и с кафедры, а войска князей, рыцарей и го-
родов, состоявшие большей частью из лютеранских или, по крайней мере, из склонявшихся к
лютеранству сил, рассеивали отряды крестьян и плебеев….опускалось оно, слабела и имперская власть и империя все более распадалась на ряд суверенных княжеств. Таким образом, для дворянства его собственная гибель…было самым национальным сословием, и чем сильнее была имперская власть, чем слабее и малочисленное были князья, чем более единой была Германия, тем сильнее было и оно. …заговорами немецких князей с зарубежными силами против имперской власти. …Ульрих фон Гуттен, теоретический представитель немецкого дворянства, совместно с военным и политическим представителем дворянства Францем фон Зиккинг.. несмотря на все аналогии, обе революции — революция XVI века и революция 1848—1850 гг. — все же весьма существенно отличаются …прогресс Европы. Кто извлек выгоду из революции 1525 года? — Князья. Кто извлек выгоду из революции 1848 года? — Крупные государи, Австрия и Пруссия. За спиной мелких князей 1525 г. стояло мелкое бюргерство, привязывавшее их к себе налогами, а за крупными государями 1850 г., за Австрией и Пруссией, стоит современная крупная буржуазия, быстро подчиняющая их себе посредством государственного долга. А за спиной крупной буржуазии стоит пролетариат.
КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ. — VII 437
Революция 1525 г. была местным делом Германии. Англичане, французы, чехи, венгры
уже успели проделать свои крестьянские войны к тому моменту, когда немцы стали совер-
шать свою. Если Германия была раздроблена, то Европа была раздроблена в гораздо боль-
шей степени. Революция 1848 г. не была местным…нашим собственным движением. Революция 1848—1850 гг. не может поэтому окончиться так, как окончилась революция 1525 года

Содержание тома 12 -М., 1958

Предисловие V-XXIV
К. МАРКС. РЕЧЬ НА ЮБИЛЕЕ «THE PEOPLE’S PAPER», в Лондоне 14 апреля 1856 года 3-5
ПАЛАТА ЛОРДОВ И ПАМЯТНИК ГЕРЦОГУ ЙОРКСКОМУ 6-15  САРДИНИЯ 16-20  ФРАНЦУЗСКИЙ CREDIT MOBILIER (Статья первая) 21-26  вторая) 27-31  третья) 32-37 * РЕВОЛЮЦИЯ В ИСПАНИИ 38-43  44-49  * ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ 50-54  ДЕНЕЖНЫЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ 55-59 * ПРИЧИНЫ  60-65 ИЗ ИСТОРИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ 66-72  АНГЛО-ПЕРСИДСКАЯ ВОЙНА 73-75 ЭК.КРИЗИС ВО ФРАНЦИИ 76-82
* ЕВРОПЕЙСКИЙ КРИЗИС 83-85
* Заглавия статей, данные Институтом марксизма-ленинизма При ЦК КПСС, отмечены звездочкой. Ред. МОРСКАЯ ТОРГОВЛЯ АВСТРИИ 86-90  91-97 БОЖЕСТВЕННОЕ ПРАВО ГОГЕНЦОЛЛЕРНОВ 98-104 * АНГЛО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ 105-110
Ф. ЭНГЕЛЬС. * ГОРНАЯ ВОЙНА ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ 111-119
К. МАРКС. ВОЙНА ПРОТИВ ПЕРСИИ 120-125
Ф. ЭНГЕЛЬС. * ПЕРСПЕКТИВЫ АНГЛО-ПЕРСИДСКОЙ ВОЙНЫ 126-131
К. МАРКС. НОВЫЙ АНГЛИЙСКИЙ БЮДЖЕТ 132-139  ПАРЛАМЕНТСКИЕ ДЕБАТЫ
О ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ В КИТАЕ 140-145 ПОРАЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПАЛЬМЕРСТОНА 146-151  ПРЕДСТОЯЩИЕ ВЫБОРЫ В АНГЛИИ 152-156  * РУССКАЯ ТОРГОВЛЯ С КИТАЕМ 157-160  АНГЛИЙСКИЕ ВЫБОРЫ 161-166  АНГЛИЙСКИЕ ЖЕСТОКОСТИ В КИТАЕ 167-170  ПРЕДАТЕЛЬ В ЧЕРКЕСИИ 171-172 ПОРАЖЕНИЕ КОБДЕНА, БРАЙТА И ГИБСОНА 173-177

Ф. ЭНГЕЛЬС. * НОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ АНГЛИЧАН В КИТАЙ 178-183
К. МАРКС. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ 184-188 ПОЛОЖЕНИЕ ФАБРИЧНЫХ РАБОЧИХ 189-192 АНГЛИЙСКАЯ ФАБРИЧНАЯ СИСТЕМА 193-199
Ф. ЭНГЕЛЬС. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РУССКОЙ АРМИИ 200- 203
К. МАРКС. ФИНАНСОВЫЕ АФЕРЫ В АНГЛИИ 204-208 CREDIT MOBILIER 209-217
I. 209-212П. 213-217
Ф. ЭНГЕЛЬС. ПЕРСИЯ И КИТАЙ 218-224
К. МАРКС. ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗОБЛАЧЕНИЯ 225-230* НОВЫЙ ЗАКОН О ФРАНЦУЗСКОМ БАНКЕ 231-234 ДОГОВОР С ПЕРСИЕЙ 235-239ВОССТАНИЕ В ИНДИЙСКОЙ АРМИИ 240-243ПОЛОЖЕНИЕ В ЕВРОПЕ. -ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФРАНЦИИ 244-247 ВОССТАНИЕ В ИНДИИ 248-251ИНДИЙСКИЙ ВОПРОС 252-256ИЗВЕСТИЯ ИЗ ИНДИИ 257-260НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ
ИНДИЙСКОГО ВОССТАНИЯ 261-264 ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС 265-269 ИНДИЙСКОЕ ВОССТАНИЕ 270-273
К. МАРКС. * ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ЕВРОПЕ 274-277
РАССЛЕДОВАНИЕ О ПЫТКАХ В ИНДИИ 278-283 ВОССТАНИЕ В ИНДИИ 284-290* ДОХОДЫ АНГЛИЧАН В ИНДИИ 291-295 ИНДИЙСКОЕ ВОССТАНИЕ 296-299… ВОССТАНИЕ В ИНДИИ 319-324 * ЗАКОН 1844 г. ОБ АНГЛИЙСКОМ БАНКЕ И ДЕНЕЖНЫЙ КРИЗИС В АНГЛИИ 325-330ПОТРЯСЕНИЕ БРИТАНСКОЙ ТОРГОВЛИ 331-336
Ф. ЭНГЕЛЬС. * ВЗЯТИЕ ДЕЛИ 337-345* ТОРГОВЫЙ КРИЗИС В АНГЛИИ 346-350 * ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ 351-356…К. МАРКС. ПОКУШЕНИЕ НА БОНАПАРТА 401-406
К. МАРКС. * ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВО ФРАНЦИИ 407-411ПРАВЛЕНИЕ ПРЕТОРИАНЦЕВ 412-415МИНИСТЕРСТВО ДЕРБИ. -МНИМАЯ ОТСТАВКА ПАЛЬМЕРСТОНА 416-419…. МАДЗИНИ И НАПОЛЕОН 434-438… ЛЮБОПЫТНАЯ СТРАНИЧКА ИСТОРИИ 490-496…* РОСТ ЧИСЛА УМАЛИШЕННЫХ В АНГЛИИ 548-553.* ЗАКОН 1844 г. ОБ АНГЛИЙСКОМ БАНКЕ 554-558

К. МАРКС. * ТОРГОВЫЕ КРИЗИСЫ И ДЕНЕЖНОЕ
ОБРАЩЕНИЕ В АНГЛИИ 559-563 ИСТОРИЯ ТОРГОВЛИ ОПИУМОМ 564-567
568-571 ЕЩЕ ОДНА СТРАННАЯ ГЛАВА СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ 572-578
К. МАРКС. * ВОПРОС ОБ ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ 605-608
К. МАРКС. УМОПОМЕШАТЕЛЬСТВО ПРУССКОГО КОРОЛЯ 609-613
Ф. ЭНГЕЛЬС. ПРОДВИЖЕНИЕ РОССИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ 614-619… * УСПЕХИ РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ 637-641

К. МАРКС. ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ КРЕСТЬЯН В РОССИИ 692-701I. 692-697П. 698-701
К. МАРКС. ПОЛОЖЕНИЕ В ПРУССИИ 702-706
ИЗ РУКОПИСНОГО НАСЛЕДСТВА К. МАРКСА  ВВЕДЕНИЕ (Из экономических рукописей 1857-1858 годов) 709-738 I. ПРОИЗВОДСТВО, ПОТРЕБЛЕНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ,
ОБМЕН (ОБРАЩЕНИЕ) 709-738
Даты жизни и деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса 807 -826 Указатель имен 827-861

Хроника 17-года — после попытки выйти из войны и убийства англичанами Распутина с организацией февральской революции и срыва войны Лениным с большевиками и Троцким, были интервенции, британцев (всего 176 человек) на севере России с 3.18, гражд.война…31 августа 1918 года в здание посольства Великобритании в Петрограде ворвались сотрудники ВЧК РСФСР. «Большевики никогда не вели деликатных игр. И эта жестокая операция нанесла роковой удар по остаточной деятельности британской разведки в России», — Кристиан Густафсон. Секретной службы Великобритании с 1909 года называлась Ми-1с.  Сидни Рейли в будущем станет одним из прототипов «агента 007» Джеймса Бонда (1873 году в Одессе Соломон Розенблюм, говорил на семи языках, «проницательный бизнесмен без тени патриотизма и принципов» глава Секретной службы Мансфилд Смит-Камминг, с 500 фунтов наличными и горсть бриллиантов на 750 фунтов (в сумме — почти 100 000 фунтов по нынешним ценам) в Мурманск в апреле 1918 года, в Петроград. 7 мая Рейли приехал в Москву и практически сразу отправился в Кремль.Александр Керенский — человек, который не арестовал Ленина  Русская любовь фантаста Герберта Уэллса Он потребовал встречи с Лениным, но в итоге добрался только до его помощника генерала Владимира Бонч-Бруевича, тот пожаловался на него Роберту Брюсу Локкарту — главе британской дипмиссии при советском правительстве.Пыталась ли Британия убить Ленина? ему помогал Владимир Орлов, в прошлом убежденный монархист, в доверие к большевикам дослужился до начальника петроградской ЧК. выписал Рейли удостоверение сотрудника ЧК на имя «товарища Рейлинского» …капитан Фрэнсис Кроми — высокий, крепкий морской офицер чуть старше тридцати лет, кавалер боевых орденов.

капитан Френсис Хромии

Image captionКапитан Кроми родился в семье дипломата, участвовал в первой мировой войне, служил на военном-морском флоте и потопил по меньшей мере один немецкий корабль

Первый раз Кроми был отправлен в Россию в 1915 году в качестве военно-морского атташе. Кроми командовал британскими подлодками в Балтике, и был удостоен аудиенции у российского императора Николая II. решил остаться в России, поскольку влюбился в аристократку Софию Гагарину и с ней Кроми переехал в здание британской дипмиссии (которая до поры пользовалась дипломатической неприкосновенностью). Перед британскими разведчиками стояло две взаимосвязанные задачи: помочь белому движению и, по возможности, подорвать или свергнуть власть большевиков. «Вторжение тотального масштаба — единственная вещь, которая может спасти ситуацию и Россию», — телеграфировал Кроми в Лондон в июне 1918 года. Британские агенты вели переговоры с эсерами и монархистами, чтобы организовать в Архангельске и других городах восстание против большевиков.

«Кроми хотел объединить большое количество российских организаций для работы под британским руководством», со сторонниками царя разрабатывал план, как взорвать Балтийский флот, под контролем большевиков и базировался в Кронштадте.

В августе 1918-го британские войска в составе десанта союзников высадились в Архангельске. По плану они должны были двинуться на юг, чтобы соединиться с силами белого движения. Гражданская война: интервенция, которой не было

«Большевики умело использовали накопившееся в народе недовольство старым режимом, а также возмущение фактом иностранной интервенции.

Все материалы Русской службы Би-би-си к столетию революции

«Заговор послов»

В августе 1918 года в британскую дипмиссию вошли двое — Ян Буйкис и Ян Спрогис. Оба представились латышскими стрелками — офицерами полка, поддерживавшего большевиков. Они заявили капитану Кроми, что не хотят воевать против британцев и готовы перейти на их сторону. Вместе офицеры стали готовить план заговора против большевиков. в Вологду, чтобы соединиться с английскими войсками в Архангельске и помочь их продвижению.познакомили британцев с Эдуардом Берзиным — командиром гарнизона латышских стрелков, охранявшего Кремль. Берзин предложил британцам организовать убийство Ленина. В советской историографии говорится, что Локкарт охотно согласился и отметил, что убийство Ленина — это «их первоочередная и важнейшая задача». в заговоре участвовали послы Франции и США.

Британские историки отмечают, что в донесениях Локкарта ни о чем подобном не говорится, а в рассекреченных депешах речь идет только об аресте, но не об убийстве лидера большевиков. Более того, Локкарт был не согласен с планом введения латышских стрелков в Москву, и считал, что нужно держаться подальше от организаторов потенциального госпереворота.

Разведчик Рейли был настроен более решительно. Он разработал детальный план восстания в Петрограде и Москве и даже подготовил список людей, которых он хотел видеть в составе кабинета министров нового российского правительства.

17 августа 1918 года Рейли передал Берзину 1,2 миллиона рублей для претворения заговора в жизнь.

28 августа в Большом театре должно было состояться чрезвычайное заседание ЦК партии большевиков,  охранять как раз стрелкам Берзина: отличная возможность разом арестовать всех,  внезапно перенесли на 6 сентября, но это не насторожило британцев. Утром 30 августа в Петрограде был убит председатель Петроградской ЧК Моисей Урицкий. В тот же день в Москве происходит покушение на Ленина (историки сходятся во мнении, что британцы не имели к этому отношения).  Дзержинский отвечает сотнями задержаний и рейдом на штаб-квартиру британцев в Петрограде.«Поезд Цюрих — Революция»

Рано утром 31 августа чекисты атаковали здание британского посольства в Петрограде.

трупы на улицах ПетроградаПравообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES
Image captionПытаясь покончить с заговорами и деятельностью оппозиции, большевики в сентябре 1918 года объявили о начале «красного террора». Только за первые несколько дней ЧК расстреляла 500 человек в Москве и 700 человек в Петрограде

«Налетчики явно воспринимали Кроми как главного заговорщика среди всех», — описывал события того дня корреспондент Times Джордж Добсон- британец застрелил двух чекистов и сам получил смертельное ранение. Локкарт был арестован, но вскоре отпущен. Рейли чудом избежал ареста, выйдя из дома за полчаса -в «заговоре послов»  заочно приговорили к смертной казни и объявили в розыск, но убил одного из моряков-балтийцев (помогавших чекистам искать разведчика), переоделся в матросский бушлат и охотно принял участие в облаве на самого себя, с поддельным немецким паспортом пробрался в Норвегию, а оттуда отплыл в Великобританию. В Лондоне Рейли наградили Военным крестом.

Он вернулся в РСФСР в 1925 году для встречи с членами новой антикоммунистической организации, но это оказалось ловушкой, подготовленной большевиками, долго допрашивали, а потом расстреляли.  «ВЧК действовала агрессивно и прямо. Такого никто раньше не видел и не ожидал. Ни британцы, ни агентура других разведок, например, французской и американской, не были достаточно жизнеспособными, чтобы устоять перед натиском Дзержинского», — отмечает профессор Густафсон. преимущество «своего поля». Они умело внедряли своих людей в окружение британских разведчиков и провоцировали Секретную службу на ошибки. Рейли и др. пренебрегали мерами безопасности.