Период.система развития мысли: миф-философия-теология-наука

Изменено: 07.04.2019 Posted on

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Включает связь классической мысли, от греков до НКФ, Гегеля, с современным содержанием наук, прежде всего гуманитарным, обобщение развития — выделение общего в периодах

Периодическая система 1994 (Развитие истории, Рист)

Мифология-религия Философия Античности Теология С.в. Наука Нового времени
I период (О) — АБСТРАКТНАЯ ОБЪЕКТИВНАЯ ИДЕЯ (МиФилософия греков, Олимп-а до нем.):
↑Человека Разумного ЛОГОС СОФИЯ Мудрецы ЭКЗЕГЕЗА Филон РАЦИОНАЛИЗМ мехмат
1.11 НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ (уравнение):
Магия геометрич. логика 6в. материя ионийцы  все=число  Пифагор 1в. откровение(Св. Писание) Логос=Сын 17в.эмпиризм Ф.Бэкон число =пространство
оборотничество — все во всем изменение — сознание Логоса Гераклит душевная жизнь — сознание Бога сомнение — соз­нание Я Декарт
1.12 ОТРИЦАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО  (МЫСЛЬ > ЧУВСТВ) — МАТЕРИАЛЬНОГО:
колдовство — дух власть субъекта 5в. бытие=мышление элеаты Бог-Дух духовная жизнь в Боге субстанция-мышление Спиноза
1.13 МЫСЛИМЫЕ МАТЕРИЯ И ОПЫТ (материя=идеи):
фетишизм — обожение вещи атомизм Демокрит 4+2 элементы- любовь Эмпедокл Св.дары — при­частие и дух. опыт чувств=разум Локк атомы— силы Ньютон
волшебное средство ум+гомеомерии Анаксагор обоснование Апологеты монады Лейбниц Мысл.эк.
1.2. ОБОБЩЕНИЕ И ОТРЫВ ИДЕИ ОТ ВЕЩИ  —  ПЕРЕХОД К СУБЪЕКТИВНОМУ (О>C)
1.21 преанимизм-безличное общее софистика — дискурс и док-во всего гностицизм апокрифы субъективный идеализм
1.22 субъективная форма:анимизм Человек-мера всего Протагор лжепророки Монтан Тертулиан солипсизм Беркли критика объект-ти
соединения частей-чудовища Религии Вост. соединения мнений-оснований Софисты отриц.бож.-адоптиане П.Самосадский Мани материя просветителей чувственное Юм
1.23 Отрицание частных- критика субъективности и обобщение
великая мать М.Азия самосознание О-ис­тина в С. Сократ (Гиппократ) против ересей Ириней  Плотин-Ориген 3в. свобода Руссо О-деят-ть С Кант-Фихте
революции- борьба новых и старого (C>О) и кризис их:
борьба богов природы-разума суд Сократа демократия — тирания реформы Диоклетиана-Константина Революция- преобр.С-О (фр-англ.)
1.3 ОТРЫВ ИДЕИ ОТ СУБЪЕКТА И ДОСТИЖЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ — ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА
период геометрического стиля Класс.миф: 4в.до РХ ИДЕИ и ид. мир Платона 4в. по РХ Ник. Символ Отцы Церкви 19в. С=О-тож­дество Идеи романтизма
Закон- вера Иудейская Греческая (Гомер) Римская Идеи-числа «Гос-во»-Этика, энергия  логика Аристотеля Исповедь,Град Божий  Августин, Боэций 7 наук Прокл-Ар-к непосредств. тождество  Шеллинг – Диалект. логика – система, Гегель
II период- СУБЪЕКТИВНАЯ ФОРМА. Усвоение-объединение объективного в С Идея.  Развитие субъективного (внутреннего и материального мира) против внешнего НЕЗАВИСИМОСТЬ и практическая деятельность Субъекта, борьба аристо-демократии
2.1 героизм Человек=Богу 3в. империя Рим алекс.ученые, системы 7в. арабский мир Магомет с.19в. практическая свобода
7в. Теогония. Идея развития и равенства рабов Гесиод догматизм; стоики, эпикурейцы; Эвклид, Архимед алгебра алхимия ОХайям Авиценна Аверроэс материализм позитивизм атеизм Маркс
2.2-3 низшее= высшему дионисийство метаморфозы с.платонизм-академики Посидоний Гален Птоломей Схоластика реализм и номинализм 20в: экзист+пр.проект 21в: дематериализация (обобщение ?)*
САМООТРИЦАНИЕ:мифа рефлексии (скепти­ки) Веры (ереси) ? — (критики) науки
III период-АБСОЛЮТНАЯ ФОРМА абсолютизация субъекта, мысли и идеального мира
СИСТЕМА 6в. орфизм
рефлексия
неоплатонизм (единое-числа)  3-5в. Плотин, Прокл абс. церкви, гуманисты –ВОЗРОЖДЕНИЕ 13-15в. Фома, Бэкон  преодоление скептицизма и самотворение
3.3 новая форма идеи — личности, РЕФОРМАЦИЯ-РАЦИОНАЛИЗМ Лютер Коперник
(понятие человека — микрокосм) (субъект-хозяин природы)
идея личности:человек как часть мира человек как образ и подобие Бога
↑ свободы С=1природная зависимость(О>С) независимость(С>О:форм реалС=О)
Сознание: 1.Бессозн-е,О 2. С-рефлексия 3. Нерефлексивное-О 4. С-рефлексия*

*Здесь категории Не-Зависимости и Не-Рефлексии связаны с системой индивидуального развития (Пиаже-Эльконина-Карандашева), что дает возможности прогноза и проверки.

Публикация: Седнев Ю.В. Современное состояние науки: история психологии //Образование и повышение квалификации работников образования: Сб. науч. тр.  В.11: Материалы научных исследований аспирантов и молодых ученых. -Мн., 1996, с.159-170. В 2000-х — на сайтах, в а/р «теория развития».

История мысли (1-я период-я, 94): Прогноз по этой таблице — аналог прежних периодов для ХХ1 века — современный скептицизм и цинизм, как основа очищения для новой веры и единства

Развитие далее — в диссертации (1996-97), см. автореферат, современный комментарий, таблицы курсов (по истории психологии, мировой экономике, философии техники и др.). Они связывают развитие общее с экономическим, с теорией длинных волн, сравнение с мировым – с импортозамещением, позволяя проверить и прогнозировать каждое (определяя и следующую волну технико-экономического развития, сенсо-моторики на базе мобильной связи, а не «нанотехнологии», как и природу нынешнего кризиса — ошибки экономистов типа Глазьева, как и Гайдара и демократов, не понимающих общности понятий и законов — периодов развития, что реальные субъекты, рынок и конкуренция, создаются через импортозамещение, потому уничтожая их, заменяя имитацией, за счет других).

современные таблицы дополняют мысль Востока, Китая и Индии, особенно природы (с натурфилософии и алхимии, да Винчи, Ньютона, Гете, до Гегеля) и человека — как , но без открытия связи с наукой (1а открыл, учась в М-80-х, Пригожина, Порядок из хаоса: Новый диалог с природой и лучшего п.свободы НКФ, потом- триады hegel.net  и  Естественнонаучных, с Платона-Аристотеля),

философию ЕЗ можно найти в доменах, с последовательностей (4Н НК -20 АК, хим. кода Гамова) белков (БД далее), задача ХХ1 века поэтому — обобщение и перенос известных на новые области, как силы притяжения-отталкивания Ньютона и Канта связаны со средой, в нашей химии гидро-фильными-фобными, от греч. филии — любви и фобии- отталкивания (как элементов Эмпедокла, ниже*), количества и квантов с делением типа 01, инь-янь в три-и гекса-граммах, где 4 элемента были связаны переходами с 4 «телами» типа вода-водоем, земля-гора, огонь и небо — гром и ветер, как свет-светила 1-4 дня (Быт.1), после Логик 19 в. (hegel.net 111.3- для себя/др.- один и много, отталкивания и притяжения > отношения < величина - измерения), Буля и Гельмгольца давали теории магнетизма и полей-компенсирующих 20 в.System of Science

с понятием магнита от греков (как «одушевленного» Фалеса),* ориентации в пространстве — М-стрелки и компаса с Китая,  записи информации-памяти. Физическая сторона и связь энергии-энтропии отражает последовательность нейтрализации — компенсации противо-зарядов и сил (связь электро-магнетизма-химии НКФ открыл Г.Х.Эрстед, 1821),  «внебюджетные» астрологи и отцы астрономии Птолемей и Кеплер; объяснение и связь тяжести-инерции масс «эмпириокритицизма» Маха Эйнштейн и «ТД и космология» не смогли ввести в ОТО, хотя даже «Ландау-Лифшиц» связывает энтропию и избежание тепловой смерти Вселенной Больцмана с гравитацией, важно не только для ЧД).

*Эту связь развил замкнувший систему 4 элементов древних (типа наших фаз-агрегатных состояний вещества) Эмпедокл, связавший их с 2 противоположными «нематериальными» элементами или силами — Единства/Любви и Деления/Раздора/Вражды, неявно развитых еще в «Теогонии» Гесиода. Аристотель в IV в. до н. э. ссылается на него больше всех и Платона, приводя его связи — «липкая Любовь» больше несет влаги, «губящая Вражда» — огня, в смеси первая образует ядра (конденсации: Сфер) — шар, с оболочкой Вражды, проникающей в Сферу с движением — разделением стихий-4 элементов, до обращения с воссозданием Сфер — однородной неподвижной массы, 4 фазы, а-космических 1 — Любви (Сфер) и 2- перехода к Вражде 3 — Вражды и 4 — перехода к Любви, с развитием Человека. Т.о. единство и множество, противоположности, одновременные у Пифагора и Гераклита, последовательнее, циклически Любовь соединяет элементы — «корни всех вещей», а Вражда разъединяет, единство стирает качественное своеобразие их, а Вражда проявляется, являет множество; сами элементы вечны. Закон сохранения — из ничто — ничто элеатов требует определённую последовательность и время всему, даже свету для его распространения, то есть скорость света конечна (сейчас фундаментальная константа с), Аристотель думал  неверно. Время определяет и развитие — выживание и эволюцию био-видов с целе-сообразностью путем естественного отбора, как Анаксимандр, живое производя из неживого, но в  начале — части тела и органы, по мере усиления Любви в мире соединяясь случайно в п-двухголовые, четырёхрукие, «время химер-чудовищ», сохраняя более приспособленные, выживающие, целесообразно. Как в 4 элементах открывается 2, в телах — чувства-восприятия, завися от строения телесных органов. Подобное постигается подобным, органы чувств приспосабливаются к ощущаемому (иначе не воспринимая, уничтожаются, через поры-«истечения», атомистов, Бойля и Ньютона, с эфиром), увеличивая взаимодействие и Любовь. Элементы т.о. образуют тела и связи, обратимо, у Платона огонь и земля связаны со зрением и ощущением, у Аристотеля квинт-эссенция — 5 элемент как эфир — перводвижущее как Любовь-Бог, подобно 3х2 дням Творения (свет — светила, животные — воды-воздуха и земли), у Гегеля «Солнце есть видение, глаз вовне», необходимо. Общее пифагорейское учение о воплощении- переселении душ, возмездии и искуплении Платон связывал с числами — периодами 3-10 тысячелетий, дал Эмпедокл в  О ПриродеОчищения  (См. Фрагменты ранних греческих философовИсторико-философский ежегодник 1 «Играющее дитя», о дыхании в свете филологического анализа // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. — 2010, № 2. — С.3-34.

Эмпедокл родился в Сицилии около 490 г. до н. э., хотя его дед, по легенде, был олимпийским чемпионом по колеснице, как демократ-аристократ якобы отказался от предложения стать королем Акрагаса, его родного города-государства. Его ораторские способности и искусные труды вдохновили Аристотеля объявить Эмпедокла основателем риторики. Как врач много писал о физиологии, занимался магией и его понятие роли естественного отбора в формировании форм организмов связано с теорией четырех элементов — он назвал их “корнями” и в честь греческих богов Зевса, Геры, Айдонея и Нестиса, олицетворявших физические формы, известные как огонь, земля, воздух и вода, сохраняются на протяжении повторяющихся циклов создания и уничтожения. А различные формы материи и жизни и структуры мира- смеси элементов в различных пропорциях, рождаются по мере того, как элементы сливаются вместе или разделяются двумя противостоящими силами: “любовь” и “борьба” (иногда переводится как “ненависть” или “конфликт”). Любовь побудила сочетание элементов в единое целое;борьба была разрушитель, разорвал элементы.

Концепция четырех элементов сохранялась во всем образованном западном мире до позднего Средневековья. Китайские три из этих четырех элементов в 5: Земля, Огонь, Вода, Металл и дерево. Но на Западе Аристотель развил классификацию Эмпедокла (in response to the philosophy of Parmenides, who was a couple of decades or so older than Empedocles. … preceding Socrates. .. to preserve Parmenidean logic while still accounting for the apparent change in the universe, Empedocles proposed that his four elements “never cease their continual interchange,” but “they exist always changeless in the cycle.” Cosmologically, then, love forced everything into unity, a huge homogeneous sphere. But then strife attacked, mixmastering the sphere’s innards to create diversity, ultimately reaching a state of utter chaos. Life emerges during love’s assembly phase, when body parts emerge from earth and are randomly connected. But some mixes, like a beast’s head on a man’s body, don’t work well and die out, Empedocles believed, leaving only those creatures who are fit to survive (he believed in reincarnation and stated that he had previously been a bird and a fish.) resembles a modern theory of cosmology proposing a cyclic universe.

Не фундаментальные частицы материи физики и элементы, которые Дмитрий Менделеев так тщательно организовал в своей периодической таблице в 1869 (Вода-это соединение двух элементов, водорода и кислорода; воздух-это смесь кислорода, азота и др., земля-это сгусток материала; и огонь-это проявление горевшего с кислородом. Но он постиг центральную особенность, которая делает элемент элементом: это то, что остается неизменным, несмотря на всевозможные изменения. Химические реакции принимают элементы и совмещают и соединяют их, аранжируют и переставляют их, но в конце элемент сохраняет свою идентичность, подразумевается закон сохранения массы, который современные ученые сформулировали всего пару сотен лет назад. Статус бога стихий общ и ему: умереть он прыгнул в вулкан, чтобы продемонстрировать свою уверенность в том, что он будет жить снова. Возможно, он думал, что он будет перевоплощаться тысячелетиями позже. Может быть, как Менделеев. в Twitter: @tom_siegfried

ИФРАН А.Т. Юнусов, +рецензии перевод 1.1. «Метафизики», сопоставляя его с греческим оригиналом- А.В. Маркова.iphras.ru/uplfile/histph/2018/361-385-review.pdf

На данном изображении может находиться: 1 человек, текст
после А.В. Кубицкого, 1934 г. (а также т. наз. «перевод Кубицкого под редакцией М.И. Иткина»,1976 г.)1; А.Ф. Лосева, 1929 г. («Метафизика», XIII–XIV), П.Д. Первова и В.В. Розанова, 1893–1895 г. («Метафизика», I–V), с начала XX в, на английском языке появилось пять полных и около десяти частичных переводов «Метафизики», на немецком – восемь полных и, как минимум, два частичных; на французском– три полных и более десяти частичных,

Из мероприятий- Symposium November 9th, 2018 OBSERVING AND INTERPRETING NATURE:   ARISTOTLE’S BIOLOGY IN THE ARABIC AND LATIN TRADITION Location: Gravensteen, Pieterskerkhof 6, 2311 SR Leiden, room: 1.11 Programme:  10 00 -10 45 Hans Daiber (Johann Wolfgang Goethe University Frankfurt) Aristotle`s Meteorology in 18th Century Egypt: ad-Damanhūrī (d. 1192/1778), … Peter Adamson (Ludwig Maximilian University Munich), Animals in the Philosophy of the Islamic World…de Callataÿ (University of Louvain) The Ikhwān aṣ-Ṣafā’ and Aristotle’s biology: borrowings and adaptations. Kruk (Universiteit Leiden), About Aristoteles Semitico-Latinus and the edition of the Arabic De Animalibus Book launch: Lourus Filius, The Arabic Version of Aristotle’s Historia Animalium Book I-X of Kitāb al-Hayawān, Leiden, Brill, 2018  Drinks

А.Historia Animalium из самых известных и влиятельных зоологических работ, переведена на арабский язык в 9— ом веке вместе с О частях животных и Генезис животных, широко прослеживается в классической арабской литературной культуры и мысли, Евро через Майкла Скотта 13— го века латинский перевод, Альберта В./Магнус и Томас Ван Cantimpré, Иаков Maerlant в дер природа так просто. Критическое издание араб. Historia Animalium уже давно ждут, очевидно, не хватает школьных знаний хотя бы у липовых философов. Lourus Filius’ (Free University of Amsterdam) ‘ edition, с Johannes den Heijer (University of Louvain) и покойным Джоном Н.Маттоком (Университет Глазго), основан на арабских MSS, латинском переводе Scot — научная достопримечательность. По влиянию биологии Аристотеля на арабский язык, а также на латинскую традицию, план: метеорология Аристотеля в 18 веке Египет… животные в философии исламского мира…Майкл Скотт перевод арист.Animalibus…читатели и чтение де Historia animalium в латинском Средневековье…aṣ-Ṣafā и Аристотеля биологии: заимствования и адаптации Регистрация Хотите присоединиться к нам? по электронной почте LUCIS@hum.leidenuniv.nl программы здесь

Parva naturalia в греческом, арабском и латинском Аристотелизме Дополнение науки души — психология Аристотеля через его работы и комментарии …De Sensu, De Memoria и De Somno et Vigilia.  от реальности до сновидений и духовности, учение Аристотеля о «здравом смысле», его понятии прозрачности и генерации цветов. Главы представлены в хронологическом порядке,  языковых традиций. Комментарии Михаила Ефесского (c. 1120), Альберт Великий и Герсонид (1288-1344). открытия в арабских адаптациях 9-го века, византийские комментарии и Ренессансные парафразы Введение и Глава 4 этой книги доступны- открытый доступ  Оглавление (14 глав) Введение: изучение и прием Parva naturalia Аристотеля Bydén, Börje 1-50   Предварительный просмотр Единство смысла-силы в de anima и parva naturalia Понятие о κοιν и его последствия в Михаил Эфес Аристотель и Александр Афродизиас по цвету Прозрачность Аристотеля: комментарии к Иеродиакону, «Представление какой реальности? «Духовные формы» и ” маадинани » в арабской адаптации Parva naturalia Аристотеля Об определении творческого пророчества в Авиценне… прием Parva naturalia Аристотеля (и Зоологические работы) в Византии 11-12 вв. Альберт Великий как комментатор Аристотеля де сомно и вигилия: влияние арабской традиции… naturalia от Георгия Схолариоса:…Локализация памяти и воспоминаний: итальянские комментарии 16в. и реминисценции и вопрос о степенях (dis)воплощения «психических» процессов

 

 

Ниже — о мат.Платона и Гален. «О толках, для начинающих», Гегель и др.

Зеннхаузер В., в РХГА, 2016  Содержание Введение. Цели и проблемы исследования 9
Глава 1. Отношение Платона к математике 27 1.1. «Негеометр да не войдет!» 1.2. Математические знания Платона 1.3. Астрономические
Глава 2. Сущность математики и ее функции Математик как охотник, философ как повар
2.3. Распределение арифметики 2.4. Сущность математических объектов 2.5. Промежуточное положение математики 2.6. Числа и числовые соотношения 2.7. Дроби 2.8. Иррациональные отношения
2.9. Проблемы логического мышления 127  2.10. Дефиниции 2.11. Дедукция и доказательство 154
2.12. Высшая польза математики 174
Глава 3. Области применения математики 3.1. Числа и числовые соотношения 3.2. Пропорции 3.3. Квадрат и диагональ 3.4. Круг и шар 3.5. Нормальное распределение
3.6. Платоновы тела 216
3.7. Вино, масло, мед и счет 3.8. Вспомогательные примеры  3.9. Идеальные числа 226
3.10. Формы логического мышления 3.11. Косвенный метод 3.12. Аксиоматический метод 253
Глава 4. Экскурсы  о мистике и эзотерике у Платона 4.2. Софистические элементы у Платона О роли языка в философии и математике 4.5. Эмпиризм и роль основополагающих идей 4.6. О рациональности нашего поведения 4.7. Математика и философия 4.8. Разгружающие замечания Глава 5. Влияние платоновского мышления 407
Глава 6. Послесловие от автора 447—————————Приложение A:
Характеристики математического платонизма 469 Приложение Б:
Мотивировки выбора математического платонизма 491
Б1: Загадки ряда натуральных чисел Б2: Удивительное свойство всех треугольников 495
Б3: Роль закона исключенного третьего в арифметике
Приложение В:  Темы для философско-математических дискуссий В12: Теории нечетных множеств Приложение Г: Некоторые упражнения для гуманитариев
Г1: Древневавилонская задача … из Евклида … абсолютной логики 553
Г11: Платоновская арифметика … геометрия Г13: Дедукция уравнения Эйнштейна E = mc2 569
Список используемой литературы 577 Указатель имен 601 Указатель цитат из платоновских диалогов 611

Ямвлих ХалкидскийСодержание и аннотацииПолный текст

Том III (2009)Выпуск 1 Неопифагорейцы Содержание и аннотации Полный текст

ГАЛЕН. «О ТОЛКАХ, ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ» (пер.Е. В. АФОНАСИН)

делил «эмпириков» и «рационалистов» подобно двум типам
врачей в Законах Платона (720а–с, 857с–d) — рационалисты развивали разнообразные «философские» теории о природе человека, подобные трактатам
Гиппократовского корпуса и Тимею Платона, как Асклепиад из Вифинии, оригинально. Напротив, эмпирики, опираясь на скептические аргументы, стремились доказать бесполезность и даже вредность большинства абстрактных спекуляций о человеческой природе и причинах
болезней. Однако опыт не приходит сам собой и чем отличается опыт личный
(аутопсия) от сведений, полученных из вторых рук (история), как группируются схожие случаи и проводится лечение по аналогии и т. д.
По Галену их разногласия сводятся лишь к тому, каким методом обнаруживается правильное лечение,опытным путем или на основании какой-либо теории.

«методисты», появившиеся в раннеримский период (I в. до н. э.), пытались примирить противоборствующие стороны и предложить нечто новое. Фессал (начало I в. н. э.), отмечал, что
все болезни обладают общими характеристиками – характеризуются
сжатием, расширением или их комбинацией (называемые «общностями») непосредственно не наблюдаемы. в пику известному афоризму гиппократиков «Жизнь скоротечна – овладение ремеслом долго», он считал, что долго длится как раз жизнь, в то время как ремесло врача может быть освоено за полгода
Трактат Галена переводится по изданию:
Marquardt, J., I. Müller, G. Helmreich, eds. De sectis ad eos qui introducuntur,
Claudii Galeni Pergameni scripta minora, vol. 3. Leipzig: Teubner, 1893 (repr.
Amsterdam: Hakkert, 1967)…. «О толках для начинающих»,
«Очерк эмпиризма» и «О медицинском опыте»: Frede, M., Walzer, R. (1985)
Temkin, O. (1973) Galenism. Rise and Decline of a Medical Philosophy. Ithaca: Cornell UP.
Barnes J., Jouanna J. (2002) Galen et la phillosophie. Entretients Hardt, 49. Genève.
Hankinson, R. J. (2008) The Cambridge Companion to Galen. Cambridge: Cambridge UP.
Galen of Pergamum. The Transmission, Interpretation and Completion of Ancient medicine:
http://cmg.bbaw.de/.
Балалыкин, Д. А., сост., Щеглов, А. П. и др., пер. (2014) Гален. Сочинения. Т. 1. Москва.
Солопова, М. А. (2012) «Vita brevis: к толкованию первого афоризма Гиппократа»,
Е. В. Афонасин / ΣΧΟΛΗ Vol. 9.1 (2015) 59
ГАЛЕН  О ТОЛКАХ, ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Ι. [1 Helmreich] Цель (σκοπὸς) медицинского искусства (τέχνη) – здоровье,
тогда как обретение здоровья – его конечное предназначение (τέλος). Как вернуть здоровье, когда его нет, и как сохранить его, когда оно есть, – все это
должны обязательно знать врачи. Снадобьями и лекарствами (ἰάματά τε καὶ
βοηθήματα) называют средства восстановления утраченного здоровья, сохра-
няется же оно благодаря здоровому образу жизни (ὑγιεινὰ διαιτήματα). Поэто-
му издревле говорится, что медицинская наука (ἐπιστήμη) занимается больным
и здоровым, первым называя все то, что сохраняет имеющееся и восстанавливает утраченное здоровье, а вторым – всему этому противоположное. Врачи же
должны разбираться как в том, так и в этом, дабы избирать одно и избегать
другого.
Но как создать такую науку – в этом теперь уже нет согласия: одни считают,
что одного опыта достаточно для того, чтобы обрести это искусство, другие же
думают, что и разум (λόγος) играет при этом немаловажную роль. Те, кто опи-
рается лишь на опыт (ἐμπειρία), так и называются – эмпириками. Аналогично,
опирающиеся на разум зовутся рационалистами. [2] Таковы два основных тол-
ка в медицине: в первом случае медицинское знание находится опытным пу-
тем, во втором – при помощи доказательства. Поэтому одни называются эм-
пириками, а другие – рационалистами. Эмпиризм обычно ориентируется на
наблюдение и накопление знание в памяти (τὴν μὲν ἐμπειρικὴν τηρητικήν τε καὶ
μνημονευτικήν), а рационализм – на догматизм и рассуждение по аналогии (τὴν
δὲ λογικὴν δογματικήν τε καὶ ἀναλογιστικήν). Соответственно, приверженцев
эмпиризма называют эмпириками и наблюдателями, хранящими наблюдаемые
явления в памяти, а сторонников рационального подхода – рационалистами и
догматиками, рассуждающими по аналогии.
II. Искусства, согласно эмпирикам, достигают таким способом. Из многих
страданий, которые можно наблюдать у людей, одни случаются спонтанно, как
у больных, так и у здоровых. Таковы кровотечение из носа, потливость, диарея
и тому подобное, могущее принести как вред, так и пользу, хотя причина их
чувственно не воспринимаема. В других случаях причина страданий ясна, од-
нако и они возникают не в результате нашего выбора, но в некотором роде
случайно. Ведь могло случиться, что некто упал, ударился или каким-либо об-
разом поранился, что вызвало кровотечение, или же что некий больной не
смог сдержать себя и выпил холодной воды или вина, или чего-то подобного,
что могло как навредить, так и помочь. Так вот, первый вид полезных или вре-
доносных явлений они называют природными, а второй – случайными.
[3] Однако в обоих случаях первое наблюдение таких явлений они называют
случайным стечением обстоятельств, сохраняя это имя потому, что люди стал-
киваются с этими явлениями не намеренно. Таков вид опыта, приобретаемого
в результате стечения обстоятельств. Экспромт же – это когда мы, напротив,
пробуем нечто намеренно, увидев ли это во сне или каким иным образом
сформировав идею того, что должно сделать. Но есть и третий вид опыта, под-
ражательный. Это когда нечто полезное или вредное, обнаруженное в силу
естественных причин, случайно или методом проб и ошибок, вновь применя-
ется при такой же болезни. Именно этот вид опыта особенно способствовал
развитию их искусства. Применив не дважды или трижды, но множество раз
то, что оказалось ранее полезным, и обнаружив, что в большинстве случаев
оно оказывает одно и то же воздействие на больных тем же, они называют это
воспоминание теоремой и принимают в качестве достоверной части медицин-
ского искусства. По мере накопления таких теорем формируется медицина, а
их собиратель становится врачом. Процесс собирания они называют личным
наблюдением (аутопсией), припоминанием того, что часто наблюдается проис-
ходящим одинаковым образом. Но то же самое называется и опытом. Напро-
тив, историей они называют сообщение очевидца. Ведь одно и то же будет
аутопсией для человека, который видел это сам, и историей для того, кто узнал
о результате наблюдения из рассказа.
Случается и так, что та или иная болезнь ранее никем не наблюдалась, или
болезнь может быть известной, однако поразить такие места, для которых
средства, обнаруженные опытным путем, отсутствуют. Тогда инструментом
обнаружения лекарства становится переход от подобного к подобному. [4] Ис-
пользуя такой инструмент, они, взяв снадобье против известной болезни, ис-
пользуют его для другой, или, вместо одного места, для другого, переходя от
ранее известного лекарства к другому, ему подобному. Так от одной болезни
они переходят к другой, к примеру, от рожистого воспаления к герпесу, от од-
ного места к другому, например, от кисти к лодыжке, или от одного снадобья к
другому, например, от яблока к мушмуле в случае диареи. В целом подобными
переходами они встают на путь открытия, однако открытием это станет не ра-
нее, чем будет подтверждено опытом.
III. Рациональный метод, напротив, предписывает нам изучать природу
подлежащего излечению тела и действующие причины всех сил,

…излечивается ему
противоположным. Как же избавиться от избытка и в какой степени? Здесь
знание одной лишь причины недостаточно. Необходимо принять во внимание
силы пациента, его возраст, время года, место и все то, о чем говорилось ранее.
Если пациент силен и довольно молод, время года – лето и место отмечено
умеренным климатом, то мы не ошибемся, если рассечем жилы (φλέβα τεμὼν)
и выпустим столько крови, сколько нужно в данном случае. Однако если он
очень ослаб, совсем маленький ребенок или дряхлый старик, и если место от-
личается холодным климатом, как в Скифии, или очень жарким, как в Эфио-
пии, и если сейчас очень холодное или очень жаркое время года, то никто не
осмелится провести флеботомию. Во внимание они советуют также принимать
привычки, род занятий и физические особенности пациента. Лишь все это
вместе даст достаточно указаний на то, что полезно в данном случае.

IV. [7] То, что указывает на благоприятный исход для догматиков, форми-
рует и наблюдения эмпириков. Ведь вышеупомянутая совокупность симпто-
мов, сопровождающих сильный жар, – то, что они называют синдромом
(συνδρομὴν) – указывает догматику на необходимость флеботомии, а эмпири-
ку – на необходимость вспомнить о своих наблюдениях. Ведь отметив во мно-
гих схожих случаях пользу избавления от избытка, он решит, что и в данном
случае она окажется полезной. И то, что люди в расцвете сил переносят подоб-
ную процедуру без осложнений, он также знает из многочисленных наблюде-
ний. То же верно и в случае, если сейчас скорее весна, нежели лето, мы нахо-
димся в зоне с умеренным климатом, и пациент привык к подобного рода
опустошениям, например, по причине геморроя или кровотечений из носа.
Догматик по этой же причине выпустит больше крови, однако апеллировать
он будет к природе вещей, в то время как эмпирик – к ранее осуществленным
наблюдениям. Так что, в целом, догматик и эмпирик предпишут сходное лече-
ние в похожих случаях, разногласия же их будут касаться лишь способа обна-
ружения правильного решения. Одни и те же телесные симптомы для догма-
тиков станут указанием на причину, зная которую они затем назначат лечение,
для эмпириков же они будут напоминанием…

опыт подобного рода внутренне противоречив и на его основании невоз-
можно совершить даже простейшее открытие. Против эмпириков выступил и
Эрасистрат.3
Он признавал, что простейшие лекарства для простейших случаев
можно открыть опытным путем, например, понять, что портулак помогает от
цинги (αἱμωδία), однако более комплексные лекарства для более сложных слу-
чаев так не отыскать. Не то чтобы опытным путем их невозможно было от-
крыть в принципе. Просто, опыта недостаточно для того, чтобы отыскать их
все. Наконец, те, кто готов признать, что опытным путем открытия соверша-
ются, тем не менее жалуются на неопределенный, долгий и, как они говорят,
неметодичный характер этих открытий. Так что рациональный метод они
привлекают не потому, что эмпирический опыт внутренне противоречив или
неполон, но лишь потому, что он слишком груб (ἄτεχνον).
[10] Эмпирики защищают себя от критиков и стараются показать, что эм-
пирический опыт не противоречив, самодостаточен и довольно искусен. Рас-
суждения же рационалистов по аналогии …достоверное знание им не доступно, объявляют по-
верхностным…. одни прославляют анатомию, указания (ἔνδειξιν) и

2
Асклепиад из Вифинии (конец II в. до н. э.) считал, что болезни обусловлены не
дисбалансом жидкостей в организме, как считали гиппократики, а нарушением есте-
ственного тока атомов через поры. Он известен также решительной критикой эмпириков. Разумеется, использование физики эпикурейского толка сближает его с рационалистами, однако, как отмечает Гален далее в трактате, по крайней мере некоторые из
методистов использовали его теорию, полагая, что все болезни в конечном итоге обусловлены расширением, сжатием или комбинацией расширения и сжатия пор.
3
Имеется в виду воспитанник аристотелевской школы (возможно, лично Теофраста) александрийский врач первой половины III в. до н. э. Эрасистрат, известный,
наряду с Герофилом по анатомии

проект «Клавдий Гален: передачи, интерпретации и завершения  Древней медицины» входит в состав академий программы, Германии и федеральных земель, координировал Союз немецких академий Области общественных и гуманитарных наук, Большая часть творчества Галена до сих пор не опубликованы в историко-критических изданиях. Проект — критическое издание его Glauconem де medendi, morborum differentis, лоцис affectis, causis morborum, symptomatum causis, Гиппократа Aphorismos commentaria, aquis лоцис commentariorum, articulis commentaria …Мефодия галени medendi, animi corporis нравы temperamenta sequantur, Definitiones medicae, Оптима secta    Библио

Современное изложение философии после Гегеля (как и греков, будут учить и через тысячи лет все равно) с 1995 г. мы связали с ТДВ и прогнозом развития, будущего — из Прежнего (50-летних, Д-Волн, с 95). Система самого Гегеля (19-21) развивается в Энциклопедия философских наук.Том 1. Наука логики. 1817 — 1974ЭФН. Том 2. Философия природы.1817 — 1975ЭФН. Том 3. Философия духа. 1817 — 1977

детальнее по частям — т.1-система логики — в

  1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Книга 1. Учение о бытии. 1812, 1831 — 1997
  2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Книга 2. Учение о сущности. 1813 — 1997
  3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Книга 3. Учение о понятии.1816 — 1997

Ее можно использовать для класс.др.книг, например,

РЕСУРСЫ по философии —  filosof.historic.ru — 1. Логика (30) Онтология и гносеология (177) Философия языка (11)

2. Философия природы (70) — реально ее больше дают лучшие ученые, как нобелевские (НЛ)

3. Философия духа (133) 3.1. Психология (32) 3.2 Право …Этика и  Политология (44)  Философия истории (35)  3.3 — 1- Эстетика  2- Философия религии (37) 3- О философии (52) Философия науки и техники (125) /Искусственный интеллект (21)

из Лекции Гегеля Г.В.Ф.

  • Часть 1 (Вступ.28.10.1816 — 63 Предвар. Введение А. Понятие истории философии (ИФ) 1. Обычные представления ИФ a. ИФ как перечень мнений b. Доказательство ничтожности .. c. О.философских систем 2. Разъяснения Ф. a. Понятие развития b. Понятие конкретного c. Философия как познание развития конкретного . . 3. Выводы отн.ИФ).
  • Часть 2 (a. Развитие…времени b. к ИФ c. сравнение ИФ с  философией В. Отношение философии к др. 1. Истор.. связи a. Внешнее, ист.условие b. .дух.потребности Ф. c. Ф.- мысль своей эпохи 2. Отграничение ф. a. Отн.к научному образованию b. Отн.к религии 117).
  • Часть 3 (а) Различие b) Религ.исключ. у) Явные философемы в религии с. Отделение ф. от популярной ф. 3. Начало философии и ее истории a. Свобода мышления как условие появления философии b. Исключение Востока и его философии 146
  • Часть 4 (c. Начало философии в Греции
  •  С. Деление на периоды, источники, способ ИФ 1. Разделение — периоды 2. Ист.
  • 3. Характер изложения в нашей Истории философии  4. ВОСТОЧНАЯ Философия — КИТАЙСКАЯ (И-Цзин, инь-янь, гуа. Конфуций, Лао-Цзы Дао) В. Индусская философия (Санкхья)
  • =Часть 5 (Часть перва  История греческой философии Введение Р. 1. Первый период: от Фалеса до Аристотеля… I.1: до Анаксагора).
  • Часть 6 (Фалес… 2. Анаксимандр 3.Анаксимен B. Пифагор и пифагорейцы 220).
  • Часть 7 (Пифагор и… с- Элеаты).
  • Часть 8 (C. Элеатская школа Ксенофан Парменид Мелисс Зенон 271).
  • Часть 9 (парадоксы Зенона D. Гераклит E. Эмпедокл, Левкипп и Демокрит 302).
  • Часть 10 (1. Левкипп и Демокрит 2. Эмпедокл 312).
  • Часть 11-F. Анаксагор 319 (по Сократу-Платона) Именной указатель 343.

Источник:

  1. Гегель Г.В.Ф. Жизнь Иисуса. 1795 — 1975
  2. Гегель Г.В.Ф. Народная религия и христианство.1795 — 1972
  3. Гегель Г.В.Ф. Фрагменты 1796-1798 годов — 1972
  4. Гегель Г.В.Ф. Позитивность христианской религии.1800 — 1972
  5. Гегель Г.В.Ф. Дух христианства и его судьба. 1800 — 1971
  6. Гегель Г.В.Ф. Об орбитах планет (философская диссертация). 1801 — 1972
  7. Гегель Г.В.Ф. О сущности философской критики…1802 — 1972
  8. Гегель Г.В.Ф. Иенская реальная философия. 1805-1806 — 1972
  9. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно.1807 — 1972
  10. Гегель Г.В.Ф. Гегель Г.В.Ф.Система наук. Часть 1. Феноменология духа. 1807 — 1999
  11. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика.1808-1811 — 1971
  12. Гегель Г.В.Ф. Речи директора гимназии.1809, 1813 — 1972
  13. Гегель Г.В.Ф. Отчеты сословного собрания королевства Вюртемберг. 1817 — 1972
  14. Гегель Г.В.Ф. О преподавании философии в университетах.1816, в гимназиях. 1822 — 1972
  15. Гегель Г.В.Ф. Об эпизоде Махабхараты, известном под названием Бхагавадгита Вильгельма Фон Гумбольдта. Берлин. 1826 — 1994
  16. Гегель Г.В.Ф. О сочинениях Гамана. 1828 — 1972
  17. Гегель Г.В.Ф. Письма 1793-1831 — 1971
  18. Гегель Г.В.Ф. Афоризмы. 1801-1831 — 1971

*Примечания:  — с источником — как 1-

Гегель Г.В.Ф. Афоризмы. 1801-1831 — 1971 (Часть 1. Часть 2. Часть 3. Источник: Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т.2. М.: Мысль, 1971. (Философское наследие)-630с.- С.530-564.

Классики др. — Дхаммапада. 6 в. до н.э. — 1960  Лао-Цзы Дао Дэ Цзин. 6-3 в. до н.э — 2003   Лао-Цзы Дао Дэ Цзин. Проза. 6-3 вв. до н.э — 1950   Ле-Цзы Ле-Цзы. 1-3вв. н.э — 1995

Платон Афинский Апология Сократа. Критон (сократические). ок. 399-387 до н.э. Евтидем. Гиппий меньший. Алкивиад I. ок. 399-387 годы до н.э. — 1986

Леонардо да Винчи. Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике. 1508 — 2000

особенно в наиболее слабо развитой при Гегеле области природы, ЕЗ

  1. Дионисий Ареопагит (Псевдо Дионисий) О небесной иерархии — 1994
    1. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики — 2001
    2. Жильсон Э. Разум и откровение в средние века. 1947 — 1992
    3. Жильсон Э. Томизм. 1964 — 1999
    4. Жильсон Э. Философия в средние века. 1922 — 2004
    5. Зеньковский В.В. История русской философии. 1910-1948 — 2001
    6. Зильберман Д.Б. Откровение в Адвайта-Веданте как опыт семантической деструкции языка — 1972
      1. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. Ч. 2. 2-е изд. 1864 — 1992
      2. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. Ч.1. 2-е изд. 1864 (1835-36) — 1992
      3. Энгельс Ф., Маркс К. ‘Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии’. 1886 с прил. Маркс К. ‘Тезисы о Фейербахе’. 1845 — 1988
      4. Якобс В. Происхождение зла и человеческая свобода (о Шеллинге). 1992 — 1994
      5. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. 1951-1952 — 2000

НВ

  1. Декарт Р. Замечания на некую программу…1647 — 1989
  2. Декарт Р. Мир, или трактат о свете.1634 — 1989
  3. Декарт Р. Небольшие сочинения 1619-1621.Из переписки 1619-1643 — 1989
  4. Декарт Р. Описание человеческого тела. Об образовании животного.1648 — 1989
  5. Декарт Р. Первоначала философии.1644 — 1989
  6. Декарт Р. Правила для руководства ума.1628 — 1989
  7. Декарт Р. Размышления о первой философии…1640 — 1989
  8. Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света…1641 — 1989
  9. Декарт Р. Рассуждение о методе…1637 — 1989
  10. Декарт Р. Страсти души.1649 — 1989
  1. Лейбниц Г.-В. Новые опыты о человеческом разумении. 1703-1704 — 1983
  2. Лейбниц Г.-В. Опыты теодицеи о благости Божией…1706-1710 — 1989
  3. Лейбниц Г.В. Логические и гносеологические работы.1670-1690 — 1984
  4. Лейбниц Г.В. Монадология. 1710 — 1982
  5. Лейбниц Г.В. Об усовершенствовании первой философии и понятии субстанции. 1694 — 1982
  6. Лейбниц Г.В. Переписка с Кларком и Н.Ремоном. 1713-1715-1716 — 1982
  7. Лейбниц Г.В. Рассуждение о метафизике.1686 — 1982
  8. Лейбниц Г.В. Статьи, трактаты, малые произведения. 1668-1714 — 1982
  9. Локк Дж. Рассуждение о чудесах. 1701 — 1988  Локк Дж. Элементы натуральной философии.1698 — 198
  10. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. 1748 — 1995  Юм Давид Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. 1734-1737 — 1965
  1. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. 1798 — 1966
  2. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. 1784 — 1966
  3. Кант И. К вечному миру. 1795.Спор факультетов 1798 — 1966
  4. Кант И. Критика практического разума. 1788 — 1965
  5. Кант И. Критика способности суждения. 1790 — 1966
  6. Кант И. Критика чистого разума. 2 изд.1781-1787 — 1964
  7. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. 1797 — 1965
  8. Кант И. Метафизические начала естествознания. 1786 — 1966
  9. Кант И. О вопросе, предложенном на премию… 1791 — 1966
  10. Кант И. О поговорке…1793 — 1965
  11. Кант И. О применении телеологических принципов в философии. 1788 — 1966
  12. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе. 1792 — 1965
  13. Кант И. Об основанном на априорных признаках… 1798-1803 — 1966
  14. Кант И. Основы метафизики нравственности.(с рецензией на книгу И.Шульца. 1783). 1785 — 1965
  15. Кант И. Ответ на вопрос ‘Что такое просвещение’. 1784. Рецензия на книгу И. Гердера ‘Идеи философии истории человечества’. 1785 — 1966
  16. Кант И. Первое введение в Критику способности суждения. 1789-1790 — 1966
  17. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике…1783 — 1965
  18. Кант И. Ранние натурфилософские сочинения.1746-1763 — 1963
  19. Кант И. Ранние работы. 1759-1777 — 1964
  20. Кант И. Что значит ориентироваться в мышлении. 1786 — 1994
  21. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта — 1997   Зиммель Г. Кант. 16 лекций, прочитанных в Берлинском университете. 1902-1903 — 1996   Жучков В.А. Коперниканский переворот и понятие культуры у Канта — 1963 Калинников Л.А. Кант и русская философская культура — 1998  Мотрошилова Н.В. Предисловие к двуязычному юбилейному изданию И.Канта. 1993 — 1994
  22. Фихте И.Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии. 1794 — 1993  Фихте И.Г. Основа общего наукоучения. 1795 — 1993  Фихте И.Г. Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности. 1795 — 199
    1. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона 1988 — 1990
    2. Лосев А.Ф. Культурно-историческое значение античного скептицизма Секста Эмпирика — 1976
    3. Лосев А.Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы — 1986
    4. Лосский Н.О. История русской философии. 1951 — 1991
    5. Мамардашвили М.К. Современная европейская философия (20век) — 1979
    6. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года — 1956
    7. Марсель Г. Быть и иметь.1928-1933 — 1994
    8. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. Ч.1. гл.1-14. 1905 — 2003
    9. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. Ч.2. гл.15-25. 1905 — 2003
    10. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия — 1945
    11. Месяц С.В. Аристотелевская физика в афинском неоплатонизме — 1992
    12. Микеладзе З.Н. Основоположения логики Аристотеля — 1978
    13. Милль Дж. О свободе. 1859 — 1993

Лит: Иосиф Бродский   Нобелевская лекция           tпоследний до отмены НПЛ-2018 Кадзуо Исигуро В романах большой эмоциональной силы он раскрыл бездну, лежащую под нашим иллюзорным чувством связи с миром ЭКСКЛЮЗИВ  Кадзуо Исигуро. Интервью после объявления о присуждении Нобелевской премии [NobelPrize.Org, 05.10.2017] 20.10.2017  К. Оэ. Интервью [The Paris Review, №183, 2007]30.01.2017  М. Ли. Предисловие к англоязычному изданию «Горы души» Гао Синцзяня06.07.2016

One thought on История мысли (1-я период-я, 94),…says:Прогноз по этой таблице — аналог прежних периодов для ХХ1 века — современный скептицизм и цинизм, как основа очищения для новой веры и единства

Ю. Седнев